Высокие результаты ЕГЭ по английскому языку являются реальной возможностью для выпускников школ поступить в ВУЗы на специальности, требующие владение английским языком. Согласно официальным данным раздел «Грамматика и лексика», где проверяется языковая компетенция выпускников, экзаменуемые выполняют хуже, чем разделы «Аудирование» и «Чтение», поэтому подготовка к нему требует серьезного внимания. Но особенно трудными для выпускников кажутся задания на словообразование.
В разных учебниках упражнения на словообразование встречаются, но должной систематизации нет ни в одном из них. В связи с этим возникла необходимость создать систему упражнений вместе с обобщением и систематизацией знаний учащихся по теме «Словообразование». На первый взгляд может показаться, что таких упражнений в любом сборнике много. Но структура данной подборки такова, что систематизация проводится от простого к сложному с увеличением и расширением информации. Сначала учащиеся упражняются в словообразовании при помощи аффиксов только существительных, затем только прилагательных, затем существительных и прилагательных, после этого добавляются глаголы, наречия и числительные. Есть упражнения на распознавание суффиксов различных частей речи, на определение состава слов. Заканчивается подборка упражнений контрольной работой, которая включает в себя все виды упражнений.
Данная система упражнений может быть использована в подготовке к ЕГЭ при повторении темы «Словообразование при помощи аффиксов».
Словообразование при помощи аффиксов
Многие новые слова в английском языке образуются путем аффиксации, когда к началу или концу слова (корня) прибавляются префиксы en-joy, dis-like, re-read или суффиксы develop-ment, self-ish.
Аффиксы — это префиксы и суффиксы. Префиксы стоят в начале слова, а суффиксы — в конце.
Префиксы, как правило, изменяют значение слова, но не меняют его принадлежности к той или иной части речи:
order (существительное) порядок — disorder (существительное) беспорядок.
Суффиксы служат для образования одной части речи из другой:
beauty (существительное) красота — beautiful (прилагательное) красивый.
Префиксы
Префиксы с отрицательным значением
Префиксы с отрицательным значением — un-, in-, dis-, non-.
Un-
comfortable — uncomfortable,
limited — unlimited.
Префикс un- иногда присоединяется к глаголам для выражения противоположного действия:
to load — to unload,
to lock — to unlock,
In-
ability — inability,
complete — incomplete.
Перед l префикс in- превращается в il-, перед r — в ir-, а перед m и p — в im-:
legal — illegal,
regular — irregular,
patient — impatient.
Dis-
Этот префикс выражает отрицание или противоположное действие:
отрицание противоположное действие
to like — to dislike, to appear — to disappear,
honest — dishonest, to arm — to disarm.
Non-
Слова с префиксом non- чаще всего пишутся через дефис:
conductor — non-conductor.
Префиксы с разными значениями
Префикс |
Значение |
Соответствие русской приставке |
Примеры |
anti- |
отрицание |
анти- противо- |
fascist - antifascist |
co- |
между, взаимно |
со- |
existence – co-existence |
counter- |
|
контр- |
attack - counterattack |
ex- |
бывший |
экс- |
champion - ex-champion |
en- |
делать |
|
rich - enrich |
inter- |
между, среди, взаимно |
|
national - international |
mis- |
неправильно, неверно |
|
to understand –
to misunderstand |
over- |
сверх, чрезмерно |
пере- |
to load – to overload |
post- |
после (противоположен по значению префиксу pre-) |
|
war – postwar |
pre- |
перед, ранее |
до- |
historic - prehistoric |
re- |
снова, заново, вновь. |
пере- |
to read – to reread |
sub- |
|
под |
division - subdivision |
ultra- |
ультра-, сверх |
|
short - ultrashort |
under- |
недостаточно (противоположен по значению префиксу over-) |
|
to pay - to underpay |
Суффиксы
Суффиксы существительных
Суффикс |
Значение |
Примеры |
-age |
а) действие, условие или резуль- тат;
б) количественное значение или значение собирательности;
в) место действия, место жительства |
to marry – marriage
acre - acreage
herb – herbage
to harbour - harbourage |
-ance
-ence |
процесс, состояние или свойство |
important – importance
different - difference |
-dom |
абстрактные и собирательные существительные, обозначающие:
а) общественный статус или яв- ление;
б) состояние |
king - kingdom
free - freedom |
-ее |
лицо, на которое направлено действие |
to address - addressee |
-er,
-or |
действующее лицо |
to sell – seller
to visit - visitor |
-ery,
-ary,
-ry |
а) место;
б) действие, род занятия или деятельности; поведение или связанное с ним качество;
в) состояние или положение |
to bind – bindery
to rob – robbery
chemist – chemistry
slave - slavery |
-hood |
а) состояние, общественное поло- жение;
б) качества, свойства;
в) совокупность людей или семей-ные отношения |
child - childhood
saint - sainthood
brother - brotherhood |
-ian |
национальная принадлежность |
Russia - Russian |
-ician |
лицо по роду работы, занятий |
mathematics - mathematician |
-ion,
-ation,
-tion,
-sion,
-ssion |
а) действие, процесс, состояние;
б) абстрактное понятие; свойство, качество |
to transform – transformation
to accommodate - accomo-dation |
-ism |
отвлеченные имена существитель- ные |
Marx - Marxism |
-ist |
профессия, принадлежность к партии, религии, философскому течению |
to type - typist
Marxist |
-ment |
a) действие, процесс, состояние;
б) результат действия или продукт деятельности |
to move – movement
to improve – improvement |
-ness |
качество или состояние |
hарру - happiness |
-ship |
а) положение человека в обществе; звание, должность, титул;
б) умение, мастерство, искусство; занятие;
с) чувство, отношение к чему-либо;
д) абстрактные понятия |
captain – captainship
draftsman – draftsmanship
comrade – comradeship
citizen - citizenship |
-ute,
-ture |
а) процесс, состояние; свойства; абстрактное понятие;
б) сфера деятельности; офици-альное учреждение и его функции |
to depart – departure
portrait – portraiture
|
-y |
абстрактные и собирательные существительные |
soldier - soldiery |
Exercises
1. Образуйте от данных глаголов существительные с помощью суффикса —er или -or. Переведите на русский язык.
To act, to conduct, to compose, to direct, to drive, to fight, to found, to invent, to lead, to mine, to read, to report, to speak, to teach.
2. Образуйте от данных слов существительные при помощи суффиксов -ist, -ism, -ian. Переведите на русский язык.
Art, social, type, capital, music, international, piano, electric, Canada, Russia.
3. Образуйте от данных глаголов существительные с помощью суффикса —ment. Переведите на русский язык.
To improve, to measure, to disappoint, to pave, to announce, to agree, to state, to govern, to require, to arrange, to move, to develop, to achieve.
4. Образуйте от данных глаголов существительные с помощью суффиксов —ion, -ation, -sion, -ssion, -tion. Переведите на русский язык.
To collect, to combine, to connect, to dictate, to include, to introduce, to produce, to restrict, to submit.
5. Образуйте от данных прилагательных существительные с помощью суффикса —ness. Переведите на русский язык.
Bitter, absolute, damp, cold, dark, kind, happy, weak.
6. Образуйте как можно больше существительных, используя префиксы и суффиксы из таблицы. Можно пользоваться словарем.
dis- excite -y
un- appoint -ship
im- honest -ment
patient -ness
success -ion
direct -full
kind -less
profit
help
friend
luck
like |
Прочитайте приведенные ниже тексты. Преобразуйте слова, напечатанные заглавными буквами так, чтобы они грамматически и лексически соответствовали содержанию текстов. Заполните пропуски полученными словами — существительными.
7.
More and more often people are told not to be in direct sunlight, because ultraviolet (1)________ from the sun can cause skin cancer. Normally the ozone (2)________ in the atmosphere protects us from such radiation, if there are no holes in it. Many scientists think that these holes are the result of air (3)____________ . The air needs (4)________ and care. Man is beginning to understand that his (5)_________ is not just his own town or country, but the whole earth. |
RADIATE
LAY
POLLUTE
PROTECT
ENVIRON |
KEY: 1 radiation, 2 layer, 3 pollution, 4 protection, 5 environment.
8.
(1)__________ are proud of their Constitution. It was written more than 200 years ago and it is still working! But the people of the United states can change the Constitution. Changes in the Constitution are called (2)___________. The first ten of them are called the Bill of Rights. They were made in 1791. The Bill of Rights guarantees to people of the USA very important rights and (3)__________. Soon after the Civil War (1861-1865) there were three important amendments. The 13th amendment ended (4)_________ , the 14th amendment made all Black people (5)__________ of the United States, the 15th amendment gave Blacks the right to vote. |
AMERICA
AMEND
FREE
SLAVE
CITY |
Key: 1 Americans, 2 amendments, 3 freedoms, 4 slavery, 5 citizens.
9.
Lord Byron (1788-1824) didn’t live a long life. He was an aristocrat and a fashionable man. But he loved (1)_________ and a simple country life. His (2)_________ attracted Britain and all Europe. He brought to his (3)_________ romanticism of his times. He was talented and handsome, noble and brave. (4)_________ admired him. In 1812 he became famous after the (5)__________of his autobiographic poem “Childe Harold”. |
FREE
PERSONAL
POET
LONDON
PUBLIC |
KEY: 1 freedom, 2 personality, 3 poetry, 4 Londoners, 5 publication.
10.
I always wanted to be a great (1)_________. I had the dreams of discovering a new drug that would save the lives of hundreds of people. Unfortunately I was never good at (2)_________ at school and the teacher used to be very cross with me. After a while I decided I would become an (3)_________ and design an amazing new (4)_________ which would become a household name. A few weeks later I had a brilliant idea for a pen that would write upside down. To my (5)_________ a friend of mine pointed out that it was not a new (6)________. |
SCIENCE
SHEMIST
INVENT
PRODUCE
DISAPPOINT
DISCOVER |
Key: 1 scientist, 2 chemistry, 3 inventor, 4 production, 5 disappointment, 6 discovery.
11.
The trade union (1) _____________ has a long and important history in Britain, but since 1980 the influence of trade unions has declined dramatically.
Trade union (2)_____________ has fallen because of changes in the structure of (3)______ , including
(4)__________, the shift away from manufacturing, the rise in smaller firms, the increase in part-time employment, and the constructing out of work. The Conservative government restricted unions’ (5)___________ to launch strikes and made unions legally responsible for the actions of(6)____________; this has considerably reduced union power and substantially decreased the number of strikes, called (7)____________. |
MOVE
MEMBER
EMPLOY
PRIVATIZE
ABLE
STRIKE
STOP |
Key: 1 movement, 2 membership, 3 employment, 4 privatization, 5 ability, 6 strikers, 7 stoppages. |