Учебный курс для учащихся 10-11 классов, объем 32 часа.
Автор-составитель: Леонова Елена Васильевна, учитель английского языка школы № 555 «Белогорье» Приморского района Санкт-Петербурга.
При использовании данного материала ссылка на автора и адрес страницы обязательна.
Аннотация
Элективный курс «Окно в англоязычный мир», рекомендуется для учащихся старшей школы (10-11 классы) с целью знакомства их с культурой англоязычных стран, представляемой, главным образом, с точки зрения людей, живущих в этих странах, с их повседневной жизнью и современными реалиями.
Элективный курс имеет определенную предметную направленность — повышение уровня социокультурной компетенции обучающихся — приобщение к культуре, традициям в рамках сфер и ситуаций общения, отвечающих интересам учащихся старшей школы, а также он направлен на развитие коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности. Курс состоит из восьми взаимосвязанных тем и рассчитан на 32 часа.
Введение
Программа элективного курса «Окно в англоязычный мир» дополняет базовый курс изучения английского языка в старшей школе по линии социокультурной и языковой компетенции и направлен на формирование знаний социокультурного портрета стран изучаемого языка и умения социокультурного поведения, а также умения интегрировать себя в современную внешнюю культурно-экономическую среду. Курс помогает также сравнивать различные культуры с точки зрения национальных особенностей их носителей, норм этикета, языковых реалий, моделирования ситуаций межкультурного общения.
Данный курс призван помочь с выбором профессий, связанных с общением людей в той или иной форме, поскольку в наших вузах все более популярными становятся специальности, тем или иным образом связанные с иностранными языками и межкультурным общением. Лингвистика и межкультурная коммуникация, мировая экономика, гостиничный и туристический бизнес, менеджмент туризма, реклама, социально-культурный сервис, связи с общественностью, теория и методика преподавания иностранных языков и культур — все это в настоящий момент тесным образом связано с необходимостью уверенного владения иностранными языками. Вместе с тем, также существует множество профилей обучения, таких как математика, физика, история, информатика, литература, география, где дополнительной специализацией по этим темам является иностранный язык.
Цели курса:
1. Формирование знаний о современной жизни в странах изучаемого языка в рамках соответствующих курсу тем
2. Формирование коммуникативно-прагматических умений в (условно) реальных ситуациях иноязычного общения.
Основные задачи курса:
— повышение уровня социально-политической и социокультурной образованности учащихся;
— сравнение различных культур с точки зрения национальных особенностей их носителей;
— развитие у учащихся чувства межкультурной толерантности;
— совершенствование интегративных коммуникативных умений, необходимых для взаимодействия участников межкультурного общения.
Содержание курса
Тематика курса охватывает следующие сферы общения:
— Дом. Темы: виды жилья, поиск жилья для ренты, современная семья, проблема бездомных людей в разных странах.
— Образование. Темы: системы образования, программы обучения, дополнительное и альтернативное образование в различных странах, многонациональные школы, школьные проблемы.
— Работа. Темы: поиск работы, работа для подростков, временная работа, проблемы безработицы в разных странах.
— Еда. Темы: национальные кухни, полезная и неполезная еда, привычки питания в разных странах.
— Путешествие. Темы: виды путешествий, кочевой образ жизни, смешение культур в разных странах.
— Спорт и отдых. Темы: популярные виды спорта в англоязычных странах, развлечения в свободное время, экстремальные виды спорта.
— Мода и покупки. Темы: жертвы моды, модные магазины, глобализация и мода, подростки и мода.
— Музыка и искусство. Темы: искусство в современном обществе, различные направления в искусстве, знаменитые музеи и галереи.
Тематическое планирование
№ пункта |
Название темы, виды работ |
Количество часов |
1. |
1. Дом |
4 |
1.1. Виды жилья.
Чтение коротких текстов. Вопросы на общее понимание. Аудирование: извлечение нужной информации. Обсуждение преимуществ и недостатков жилья.
|
1 |
1.2. Поиск жилья. Надежды и разочарования эмигрантов.
Чтение короткого рассказа. Обсуждение.
Чтение и обсуждение объявлений о ренте жилья.
|
1 |
1.3. Современная семья. Проблемы.
Чтение текстов – писем людей из разных стран. Аудирование: расставить утверждения в нужном порядке. Обсуждение проблем.
|
1 |
1.4. Проблема бездомных людей.
Чтение блога. Обсуждение
|
1 |
2. |
2. Образование |
4 |
2.1. Система образования в Северной Ирландии и США.
Чтение статьи. Сравнение систем образования.
|
1 |
2.2. Проблемы в школе.
Чтение писем. Обсуждение. Аудирование: множественный выбор.
|
1 |
2.3. Британские многонациональные школы. Статья.
Вопросы на общее понимание. Обсуждение преимуществ обучения в многонациональной среде.
|
1 |
2.4. Южная Африка – страна перемен. Уроки истории.
Обсуждение статьи. Ролевая игра. |
1 |
3. Работа |
4 |
3. |
3.1. Профессии. Поиск работы.
Мозговой штурм: обзор современных профессий.
Аудирование: извлечение нужной информации |
1 |
3.2. Работа для подростков.
Чтение объявлений и обсуждение подходящей
работы. Подготовка презентации: советы для подростка.
|
1 |
3.3. Временная работа.
Чтение статьи, обмен мнениями |
1 |
3.4. Проблемы безработицы в разных странах.
Обзор статистических данных. Аудирование: правильны ли утверждения? |
1 |
4. |
4. Еда |
4 |
4.1. Национальные кухни.
Обзор национальных блюд. Работа с новыми словами. Чтение статьи. Интервью в парах о привычках питания. |
1 |
4.2. Полезная и неполезная еда.
Мозговой штурм. Обмен мнениями. Мнения людей из разных стран. |
1 |
4.3. Привычки питания в разных странах. Еда дома как часть культуры.
Чтение коротких текстов. Обсуждение. |
1 |
4.4. Торговля на основе взаимной выгоды.
Чтение информации на сайте. Поиск дополнительной информации. |
1 |
5. |
5. Путешествие |
4 |
5.1. Виды путешествий.
Обзор рекламных текстов. Обсуждение мнений и предпочтений. Аудирование: извлечение требуемой информации. |
1 |
5.2. Кочевой образ жизни.
Чтение отрывка из книги. Извлечение требуемой информации. Мнение местного населения о туристах. Обсуждение. |
2 |
5.3. Смешение культур в разных странах.
Положительные и отрицательные черты явления. Обсуждение статьи. Чтение писем. Написание письма другу о путешествии.
|
1 |
6. |
6. Спорт и отдых |
4 |
6.1. Популярные виды спорта в англоязычных странах.
Обзор статей. Обсуждение. |
1 |
6.2. Развлечения в свободное время.
Самые популярные развлечения. Обсуждение статьи. Интервью. |
2 |
6.3. Экстремальные виды спорта.
Особенности характера людей, занимающихся экстремальными видами спорта. Обсуждение. Диалог – обмен мнениями. |
1 |
7. |
7. Мода и покупки |
4 |
7.1. Жертвы моды.
Мнения разных людей. Обсуждение статьи.
Написание своей статьи-мнения. |
1 |
7.2. Модные магазины.
Диалог – обмен мнениями |
1 |
7.3. Глобализация и мода.
Чтение статьи, обсуждение. |
1 |
7.4. Подростки и мода.
Подготовка презентации рекламной кампании. |
1 |
8. |
8. Музыка и искусство |
4 |
8.1. Искусство в современном обществе.
Мнения людей из разных стран. Дискуссия. |
1 |
8.2. Различные направления в искусстве. Музыкальные
стили.
Высказывание предпочтений. |
2 |
8.3. Знаменитые музеи и галереи.
Чтение коротких статей. Обмен впечатлениями от посещения музея, выставки. |
1 |
Методическое обоснование
Курс ориентирован на использование активных методов обучения, метода сотрудничества, ролевой игры (проигрывание ситуаций на основные темы курса), мозгового штурма, ассоциативного эксперимента, использование своего жизненного опыта, дискуссий и обсуждений по темам курса.
Ожидаемые результаты обучения
После прохождения курса учащиеся должны представлять:
• национальные стереотипы и их отличия от истинного культурного портрета англоязычных стран;
• культурные особенности и обычаи некоторых народов;
• современные реалии повседневной жизни в некоторых англоязычных странах.
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
• отличать стереотипизированный образ от истинных культурных ценностей народа;
• учитывать культурные особенности и особенности менталитета представителей других наций при общении с носителями других культур;
• вести и поддерживать различные виды диалогов, соблюдая нормы речевого этикета в пределах изученной тематики и усвоенного лексического материала.
Форма контроля
В качестве текущего, рубежного контроля предлагается: выполнение учащимися лексических упражнений, ролевая игра, создание компьютерных презентаций, написание статей.
Техническое оснащение
• компьютер с цифровым проектором
• экран
• видеомагнитофон.
Библиография
Литература для учащихся:
1. Graeme Thomson, Silvia Maglioni Lifelike Multicultural experiences in the English-speaking world. Black Cat Publishing. 2005.
Литература для учителя:
1. Graeme Thomson, Silvia Maglioni Lifelike Multicultural experiences in the English-speaking world. Black Cat Publishing. 2005
2. Graeme Thomson, Silvia Maglioni Lifelike Multicultural experiences in the English-speaking world. Teacher’s Book. Black Cat Publishing. 2005
3. Graeme Thomson, Silvia Maglioni Lifelike Multicultural experiences in the English-speaking world. Audio CD-ROM. Black Cat Publishing.
4. Elizabeth Sharman Across Cultures. Pearson Longman. 2004
5. Павлоцкий В. М. READ. LEARN. DISCUSS. NEW VERSION. Учебное пособие для 10-11 классов гимназий и школ с углублённым изучением английского языка. СПб.: ОРАКУЛ, 1999, 368 с.
6. Сафонова В. В., Соловова Е. Н. Английский язык. Учебник для X-XI класса школ с углублённым изучением английского языка. В 2 частях. Часть 2. М.: Просвещение, 1997. 319 с.
7. Тер-Минасова, Война и мир языков и культур. АСТ, 2007, 288с.
8. Соловова, E. H. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс: пособие для студ. пед. вузов и учителей / E. H. Соловова. М.: ACT: Астрель, 2008.-238 с. |