(Продолжение статьи «Итоги ЕГЭ по иностранным языкам 2008 года». К предыдущей главе 11.5 "Аудирование")
Раздел «Чтение»
По результатам выполнения раздела «Чтение» учащиеся распределились следующим образом (рис. 11.7).
Рис. 11.7. Распределение тестовых баллов за выполнение раздела «Чтение»
Распределение баллов свидетельствует о том, что данный раздел оказался для испытуемых одним из самых простых: максимальное количество баллов получило более 900 участников.
Характеристика заданий раздела «Чтение»
Задачей экзаменационного теста в разделе «Чтение» являлась проверка уровня сформированности у учащихся умений в 3 видах чтения:
— понимание основного содержания;
— понимание структурно-смысловых связей текста;
— полное понимание.
С целью выполнения поставленной задачи экзаменуемым было предложено три составных задания, включающих 20 вопросов: задание B2 — базового уровня, B3 — повышенного уровня, A15-A21 — высокого уровня.
Каждое задание состояло из инструкции на русском языке, объясняющей, как выполнять задание; текста и тестовых вопросов.
Рекомендуемое время на выполнение этих заданий — 30 минут, включая время для переноса ответов в бланк ответов № 1.
Уровень сложности заданий различался уровнем сложности проверяемых умений, сложностью языкового материала и тематики текста. Задания в разделе «Чтение» оценивались следующим образом: за каждый правильный ответ экзаменуемый получал 1 балл. Более детальная информация о проверяемых умениях, типах текста, типах заданий и тематике представлена в таблице 11.11.
Таблица 11.11
Проверяемые умения, типы текстов и заданий и их тематика в разделе «Чтение»
Как видно из таблицы 11.11, проверяемые умения по чтению делятся на три блока:
— умение понять основное содержание аутентичного текста описательного характера;
— умение выделить структурно-смысловые связи в тексте;
— умение полностью понять содержание текста.
В рамках этих блоков, на основе различных жанров и типов аутентичных текстов, КИМ 2008 года проверяли следующие умения: понимать главную тему прочитанного текста; извлекать запрашиваемую информацию из текста; верно понимать слова и выражения, употребленные в прямом и переносном смысле; видеть логические связи в предложении и между частями текста; использовать языковую догадку; делать выводы из прочитанного. Статистические данные по результатам выполнения экзаменационного теста в данном разделе позволяют проанализировать уровень сформированности вышеперечисленных умений.
В таблице 11.12 представлены данные по среднему баллу выполнения заданий КИМ 2007 года (в % от максимального).
Таблица 11.12
Средний балл выполнения заданий в разделе «Чтение» (в %)
Результаты выполнения данного раздела в 2008 г. свидетельствуют о некотором увеличении сложности раздела по всем его трем частям.
Задания на проверку понимания темы прочитанного текста успешно выполнены всеми группами испытуемых. Ниже приводится пример такого задания.
Пример 4.
B2
Установите соответствие между заголовками A — Н и текстами 1 — 7. Занесите свои ответы в таблицу. Используйте каждую букву только один раз. В задании один заголовок лишний.
A. New superhero E. Signals of lie
B. Understanding detectors F. Superhero culture
C. Walking up walls G. Animals with radars
D. Replacement of senses H. Unusual strength
E. Signals of lie
F. Superhero culture
G. Animals with radars
H. Unusual strength
1. Spider-Man can climb almost any surface. Many spiders can do this because they have sticky silk on their feet as they move. Others have millions of specially shaped hairy legs that get into all the cracks of a ceiling or window. This helps them to stay safe, like a climber who uses the tiny cracks in a rock face to reach the top of a mountain.
2. Anyone who has ever walked into a spider’s web knows that it is very strong, despite its appearance. It is actually stronger than steel, holding over 280,000,000kg per square metre without breaking. Unfortunately, it’s very difficult to farm spiders for their silky web because they can eat each other. So scientists have to find other methods to produce the silk without the spiders’ help.
3. Scientists decided to take the spider’s silk gene and put it into something more friendly — like a goat. And now genetic engineers have goats with spider silk genes inside them which give milk with silk proteins. This silk, called ’biosteel’, could be used in medicine and space equipment. Spider-Man, now you have a companion who can produce spider’s silk just like you. It’s ... Spider-Goat!
4. Did you know that the creator of the popular superhero Wonder Woman also invented the lie-detector? Her lie-detecting lasso always uncovered the truth. But how can you tell if someone’s lying? When people lie, their heart rate becomes faster, blood pressure rises and breathing quickens. The lie-detector measures all of these changes while somebody asks questions to the person tested.
5. Lie-detection machines have been with us for almost a century, yet many scientists doubt their effectiveness. They say these machines cannot tell you for sure if someone is telling lies or not, but they can show some reactions that always appear when a person is lying. People working with lie-detectors have to train for many years to understand these physical changes.
6. Animals like dolphins and bats use a special ‘radar sense’ or ‘echolocation’ to construct an image of their surroundings. They send out a sound, and listen for the echo as it returns from an object. The same method is used by the superhero Daredevil, who is blind. Besides this amazing ability he also has extraordinary hearing. He can tell when people are lying, just by listening to their heartbeat.
7. Daredevil’s senses became stronger after he had lost his eyesight. But could this happen in real life? Scientists have found that if the part of the brain responsible for seeing is not used very much, it can take on other tasks, e.g. hearing. That is why blind people are good at telling where people are in a room just by listening to their breathing, or the echoes produced by a voice.
Средний % выполнения от максимального балла (7) |
Процент выполнения |
Отметка «2» |
Отметка «3» |
Отметка «4» |
Отметка «5» |
82 |
43 |
71 |
89 |
96 |
Анализ выполнения каждого из трех составных заданий показал, что уровень сложности нарастает от базового к повышенному, а затем, незначительно, к высокому уровню сложности.
Как видно из таблицы 11.12, у экзаменуемых устойчиво сформировано как умение понимать основное содержание прочитанного, так и умение определять структурно-смысловые связи в тексте.
Ниже приводится пример задания на контроль умения определять структурно-смысловые связи в тексте.
Пример 5.
B3
Прочитайте текст и заполните пропуски 1 — 6 частями предложений, обозначенными буквами A — G. Одна из частей в списке А — G лишняя. Занесите букву, обозначающую соответствующую часть предложения, в таблицу.
Elephants sense ’danger’ clothes
St Andrews University researchers discovered that elephants could recognise the degree of danger posed by various groups of individuals.
The study found that African elephants always reacted with fear 1 _______________________ previously worn by men of the Maasai tribe. They are known to demonstrate their courage by 2 _______________________.
The elephants also responded aggressively to red clothing, which defines traditional Maasai dress.
However, the elephants showed a much milder reaction to clothing previously worn by the Kamba people, 3 _______________________ and pose little threat.
The researchers first presented elephants with clean, red clothing and with red clothing that had been worn for five days by 4 _______________________.
They revealed that Maasai-smelt clothing motivated elephants to travel significantly faster in the first minute after they moved away.
They then investigated whether elephants could also use the colour of clothing as a cue to classify a potential threat and found the elephants reacted with aggression 5 _______________________. This suggested that they associated the colour red with the Maasai.
The researchers believe the distinction in the elephants’ emotional reaction to smell and colour might be explained by 6 _______________________. They might be able to distinguish among different human groups according to the level of risk they posed.
«We regard this experiment as just a start to investigating precisely how elephants ’see the world’, and it may be that their abilities will turn out to equal or exceed those of our closer relatives, the monkeys and apes,» researchers added.
A. either a Maasai or a Kamba man
B. who do not hunt elephants
C. when they detected the smell of clothes
D. who carried out the research
E. the amount of risk they sense
F. spearing elephants
G. when they spotted red but not white cloth
Средний % выполнения |
Процент выполнения |
Отметка «2» |
Отметка «3» |
Отметка «4» |
Отметка «5» |
68 |
19 |
46 |
78 |
97 |
Задания А15—А21 успешно выполняют уже почти столько же учащихся, что и задания В3. Это позволяет говорить о росте уровня сформированности умений, необходимых для полного понимания прочитанного. Вероятно, работе над формированием данных умений по результатам прошлого года было уделено особое внимание.
Анализ типичных ошибок экзаменуемых позволяет сделать детальные выводы об уровне сформированности умений учащихся и дать рекомендации учителям по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по английскому языку.
Характер типичных ошибок в 2008 году практически не изменился по сравнению с предыдущим годом:
• Экзаменуемые неверно заполняют бланк ответов: заносят в него лишние символы или заносят ответ в неправильные позиции.
• Неправильно определяют ключевые слова, соответствующие теме текста.
• Пренебрегают контекстом и дают ответ на тестовый вопрос, основываясь на значении отдельного слова.
• Стараются найти в тексте лексику, использованную в вопросе, не пытаясь подобрать синонимы или синонимичные выражения к словам из текста.
• Выбирают ответ в задании В3, основываясь только на структуре или только на содержании изъятой из текста фразы.
При подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по английскому языку могут быть полезными следующие общие рекомендации по технологии обучения чтению:
— Следует приучать учащихся внимательно читать инструкцию к выполнению задания и извлекать из неё максимум информации;
— Инструкция к выполнению задания, прежде всего, ориентирует экзаменуемого на выполнение определенной коммуникативно-рецептивной задачи, т.е. на определенный вид чтения: просмотровое, ознакомительное (понимание общего содержания текста); поисковое (понимание запрашиваемой информации); изучающее (полное понимание текста);
— Разные виды чтения требуют разных стратегий, разных умений. Задача обучения чтению — помочь учащимся овладеть этими умениями и адекватно их использовать в реальных жизненных ситуациях и на экзамене;
— Для овладения определенной стратегией чтения и контроля определенного блока умений целесообразно использовать определенные типы и жанры текстов, как это делается в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ. Следует подчеркнуть, что это аутентичные тексты, тип и жанр которых наиболее естественно соответствует проверяемому виду чтения. Таким образом, для подготовки к экзамену следует учитывать, какие жанры и типы текстов надо использовать при выработке умений, проверяемых в экзаменационной работе:
— для чтения с пониманием основного содержания: краткие газетные/журнальные статьи информационного характера, объявления, рекламные и информационные брошюры, путеводители;
— для чтения с извлечением необходимой информации: газетные/журнальные статьи, рекламные и информационные брошюры, путеводители, научно-популярные тексты.
— для чтения с полным пониманием прочитанного: отрывки из художественной литературы, газетные/журнальные статьи проблемного и очеркового характера, научно-популярные тексты проблемного характера и более высокого уровня сложности;
— Старайтесь развивать языковую догадку учащихся;
— Следует обучать учащихся правильному поведению на экзамене; не паниковать, если в тексте много незнакомых слов; всегда давать ответы, даже если у них нет 100% уверенности в их правильности.
Более конкретные рекомендации по овладению умениями просмотрового чтения (понимание основного содержания текста) могут включать следующее:
— Чтение с пониманием основного содержания не предполагает полного понимания всего текста, поэтому следует приучать учащихся не стремиться понять (и тем более перевести) каждое слово в тексте;
— В заданиях на соответствие учащимся следует уделять должное внимание списку тем (рубрик, заголовков), которые предшествуют собственно текстам;
— Учите учащихся находить ключевые слова в тексте, необходимые для понимания основного содержания, и обращайте их внимание на то, что даже если они не точно знают значение слов, от которых не зависит понимание основного содержания, это не повлияет на результат выполнения задания;
— Если по заданию требуется понять тему отрывка, приучайте его внимательней читать первый и последний абзацы, где обычно заключена тема;
— Если в задании даются микротексты и требуется понять их тему, то первое и последнее предложения каждого текста больше всего помогут учащимся понять то, что требуется;
— При обучении ознакомительному (как и поисковому) чтению ограничивайте время выполнения заданий.
При обучении умениям понимать структурно-логические связи в тексте целесообразно помнить о следующем:
— Этот вид чтения также не предполагает полного понимания всего текста, поэтому следует приучать учащихся не стремиться понять (и тем более перевести) каждое слово в тексте;
— Выполнение задания следует начать с ознакомительного чтения всего текста и более внимательного прочтения списка частей предложений (фраз), которые надо вставить в пропуски;
— Далее следует сконцентрироваться именно на этом списке, подбирая для каждой единицы соответствующий контекст либо можно идти от текста, подбирая фразу для заполнения пропуска (восстановления текста). Возможны оба эти пути, важно понимать, что фактически это задание на понимание запрашиваемой информации и надо сосредоточить внимание на поиске только этой
информации;
— Объясняйте учащимся, что надо учитывать оба параметра: структурный и содержательный. Обращайте их внимание на средства логической связи.
Продолжение статьи п.11.5: Раздел Грамматика и лексика. |