(Продолжение статьи «Итоги ЕГЭ по иностранным языкам 2008 года». К предыдущему разделу главы 11.5 «Письмо»)
Раздел «Говорение»
Количество участников (в процентах), набравших по разделу «Говорение» тот или иной балл, представлено на рисунке 11.10.
Рис 11.10. Распределение тестовых баллов за выполнение раздела «Говорение»
В распределении результатов выполнения данного раздела обращает на себя внимание то, что достаточно большая группа испытуемых (около 600 человек) не приступила к выполнению заданий. При этом для групп с высоким уровнем подготовки раздел не представил особых трудностей. При этом мода распределения (наиболее часто встречающийся результат) равна 14 баллам.
Задачей экзаменационного теста 2008г. в разделе «Говорение» являлась проверка уровня сформированности умения использовать устную речь для решения коммуникативно-ориентированных задач. С целью выполнения поставленной задачи экзаменуемым было предложено два тестовых задания: «Тематическое монологическое высказывание» (С3) и «Диалог с целью обмена оценочной информацией» (С4).
Уровень сложности проверяемых умений различался по степени самостоятельности высказывания, сложности тематики, сложности используемых языковых функций, сложности используемого языкового материала. К заданию С3 предъявлялись требования, относящиеся к базовому уровню, к заданию С4 —требования высокого уровня сложности.
В таблице 11.16 представлена информация о типах заданий, уровне сложности, проверяемых умениях, продолжительности выполнения заданий контрольных измерительных материалов (КИМ) в разделе «Говорение».
Обязательным компонентом устного экзаменационного теста является вступительная беседа (разминка) между экзаменуемым и экзаменатором-собеседником с целью установления необходимого контакта. Эта часть не оценивается; ее продолжительность — около 1 минуты. Таким образом, общая продолжительность устного раздела — до 10 минут.
Каждое задание устной части состояло из следующих материалов:
• Карточка экзаменуемого для заданий С3, С4
• Карточка экзаменатора-собеседника для заданий С3, С4
• Общая схема оценивания устных ответов по заданиям С3, С4
• Дополнительная схема оценивания заданий С3, С4.
Содержание карточки экзаменатора-собеседника и дополнительной схемы оценивания находится в строгом соответствии с заданием, представленным на карточке экзаменуемого. Это позволяет спланировать речевое взаимодействие таким образом, чтобы оно могло обеспечить проверку тех умений, которые предполагается оценить.
Кроме того, это обеспечивает равенство требований, предъявляемых к экзаменуемым.
Таблица 11.16
Структура и содержание раздела «Говорение»
Ответы экзаменуемых записывались на аудиокассету или цифровой носитель с целью обеспечения возможности двойного оценивания разными экспертами. Первое оценивание проводилось непосредственно во время ответа, а второе — по окончании экзамена при прослушивании записи на аудионосителе.
В случае значительного расхождения оценок ответ оценивался третьим экспертом.
В таблице 11.17 представлен перечень критериев, которые использовались для оценивания заданий С3-С4 в КИМ 2008 г.
Таблица 11.17
Критерии оценивания заданий устной части ЕГЭ 2008 г.
Критерии К1-К4 из указанных в таблице оценивались по шкале от 0 до 3 баллов. Критерий К5 — по шкале 0-2. При этом выполнение задания С3 оценивалось только по критериям К1 и К2, а выполнение задания С4 по всем пяти критериям. За выполнение всей устной части экзаменуемые могли получить от 0 до 20 баллов.
Средний результат выполнения задания С3 составил 61% (2007г. — 66%) от максимального балла, а задания С4 — 69% почти как и в 2007 году (68%), от максимального балла.
Анализ устных ответов экзаменуемых по заданию С3 (Тематическое монологическое высказывание) показал, что большинство экзаменуемых умеют логично построить монологическое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей, они успешно продемонстрировали умение дать развернутый ответ на дополнительный вопрос и затронуть все требуемые аспекты задания. При этом проблемной областью остается умение дать развернутую аргументацию своей точки зрения, что отмечалось лишь у половины испытуемых.
Наибольшую трудность для экзаменуемых в задании С4 (Диалог с целью обмена оценочной информацией) представляло использование в устной речи умения пригласить собеседника высказать свои предложения по обсуждаемому вопросу и дать адекватную аргументацию собственной точки зрения.
На основе анализа типичных ошибок, допущенных экзаменуемыми, можно дать следующие рекомендации учителям по развитию умений говорения:
• Обращать большее внимание на выполнение заданий интерактивного характера, что способствует развитию у учащихся инициативы, самостоятельности при принятии решения, повышает активность, находчивость при ответах.
• Добиваться от учащихся обоснованности ответов, хорошей аргументации.
• Развивать у учащихся умение четко выполнять поставленную задачу, так как в реальной жизни язык используется именно для этой цели, то есть следует учить внимательно читать текст задания, обращая особое внимание на выделяемые элементы содержания.
• Учить учащихся активно поддерживать и направлять беседу, то есть функционально пользоваться языком при общении с собеседником, а именно:
− задавать нужные вопросы;
− активно обсуждать различные варианты, высказываясь как «за», так и «против»;
− не бояться попросить объяснения, если непонятны какие-либо слова;
− запрашивать мнение собеседника по обсуждаемым вопросам;
− предлагать собеседнику выступать со своими предложениями.
• Объяснять школьникам, что в задании С3 (Тематическое монологическое высказывание) они не должны пересказывать изученную тему. В этом случае задание будет считаться невыполненным.
• Учить экзаменуемых в задании С4 (Диалог с целью обмена оценочной информацией) реально общаться с собеседником: реагировать на его / ее реплики, задавать уточняющие вопросы, приглашать высказывать свои мысли.
• Учить школьников аргументировать свои высказывания. Обращать внимание учеников на то, что высший балл они могут получить только в том случае, если все перечисленные в задании пункты будут раскрыты.
Продолжение статьи: п.11.5. Раздел «Выводы и рекомендации». |